АКМАЛ НУР Родился в 1959 г. в г. Намангане, Узбекистан.
В 1978 г. окончил Республиканское художественное училище им. П.Бенькова, а в 1984 г. - Ташкентский государственный институт искусств им. М.Уйгура. В 1985-1989 гг. обучался в Творческой мастерской Академии художеств СССР в г. Ташкенте. Живет и работает в г. Ташкенте.
С 1990 г. - член творческого объединения Академии художеств Узбекистана.
В 1997 г. избран академиком - Действительным членом Академии художеств Узбекистана.
Работы находятся в Узбекистане - в г. Ташкенте: в Государственном музее искусств Узбекистана, Дирекции выставок Академии художеств Узбекистана, Национальном банке Республики Узбекистан, Инвест банке Узбекистана; Самаркандском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике им. А.Икрамова, Ургенчской художественной галерее; за рубежом - в Музее современного искусства (Югославия), галерее Дэвидсон в г. Сиэтл (США), в галерее "Арт Херитадж" и Лалит Кала Академии, г. Дели (Индия), коллекции Кредит Свисс-банка (Швейцария), а также в частных коллекциях Голландии, Германии, Бельгии, Австралии, США, Израиля, Канады, Марокко, Индии, Турции, Швейцарии. За свои годы он успел сделать многое - вхождение художника в искусство было довольно быстрым. После завершения в 1984 году учебы на художественном факультете Института искусств в Ташкенте он уже к концу 1980-х годов занимает ведущее место в новой генерации живописцев Узбекистана. За последнее десятилетие прошло несколько крупных персональных выставок художника, в том числе и за рубежом. Оригинальность пластических решений, нестандартность образного языка позволили выделить Акмаля Нура из группы даже близких по тональности живописцев. В 1997 году А Нур становится самым молодым академиком - Действительным членом Академии художеств Узбекистана.
Такая динамика предполагает тип весьма темпераментного и в чем-то одиозного художника-самородка. Между тем А.Нур далек от эпатажных акций, ему больше свойственна спокойная и вдумчивая манера. Он не бунтарь, не апологет академических или, напротив, модернистских течений, не авангардист и не сторонник альтернативного творчества, хотя элементы всех перечисленных явлений можно обнаружить в той или иной мере в его работах
Начальный этап творчества художника приходится на 1988-89 годы. В это время он создает пейзажи в технике гризайль ("Последний снег", "Саженцы") или картины протокольно-фиксирующего значения с не очень успешными попытками философского анализа ("Старый город - моя колыбель", "Старость", "У порога").

Почти в то же время А.Нур создает другую серию картин, в которых ощущается профессионализм и способность постановки серьезных образно-эмоциональных и пластических задач. Стилистика этой живописи была связана как с состоянием эмоционально-психологического надлома художника, так и воздействием социального климата тех памятных перестроечных лет. Мрачный, болотисто-серый колорит картин "Кладбище", "Тешик-таш", "Хранители души" вызывает ощущение безысходности, граничащей с послешоковым синдромом. Самоуничижающая социальная критика и внутренняя душевная подавленность выразительно звучат в картине "Жертва" с изображением связанного для заклания барана. Этап творческих поисков, исполненных социальной антиутопии и внутреннего психологического надлома, завершает выполненная в 1990 году картина "Несущий бык". Но в ее стилистике явно ощутимы новые подходы - трагизм и апокалипсические мотивы уже не подавляют стремления художника к разработке живописно-пластических задач.
В целом тема любви в ее универсальном значении становится ведущей в творчестве художника. Симптоматичны названия работ - "Яблоко любви", "Сад любви", "Река любви" (1995г.), "Остров любви" (1998г.). Художник использует в них различные символико-аллегорические образы - луну, рога быка, рыбу, лодку. Однако, общей пластической и смысловой доминантой этих картин выступает мотив яблока - то в виде огромной срезанной половины, внутри которой восседают влюбленные, то в виде летящих с неба плодов. Сакральный смысл мотива со временем уходит на второй план, изображение яблока превращается в удачно найденный и искусно варьируемый пластический прием. Эволюция в работах этого периода очевидна - полотно "Остров любви", написанное в 1998 году, заметно отличается от картин 1995 года легкостью и виртуозным изяществом образного решения.
Близка по утонченности декоративного стиля этому циклу серия картин художника, выполненных в 1998 году - "Девушка, играющая на бубне", "Соприкосновение", "Риштанский натюрморт", "Муза". В целом же эти картины определяют новую направленность в творчестве А.Нура - стремление к формализации живописных задач, поиск более лаконичных и абстрагированных пластических формул.
В начале 1990-х годов на выставках и в прессе широко обсуждались произведения художника на непривычную и закрытую в то время мусульманскую тематику - "Ангел", "Молитва", "Путь в Мекку" и др. В них нет вторжения в суть мусульманской теософии или апокрифических откровений. Задача автора скромнее - акцентируя внимание на живописно-пластических задачах, коснуться запретной прежде темы и ее философско-этических аспектов (идея покорности судьбе и ее предопределенность, поиск чистоты и жизненного смысла в высших трансцендентных сферах и проч.). Эта серия дала толчок разработке интересных цвето-пластических задач, но не получила своего дальнейшего развития.
Важным было обращение художника к традиционным образам кукольников - масхарабозов ("Марионетки", "Спящий кукольник" и др. - 1995 г.). Эта тема является своеобразным рефреном всей его жизненной философии. "Все и всё кем-то управляются. Хотелось эту мысль передать в своих работах", - говорит А.Нур. Художник пытался выразить философскую идею всеобщей обусловленности явлений в ее социальном контексте, однако живописно-пластический эффект в этой небольшой серии картин возобладал. В результате социально-философский анализ обрел значение живописно-красочной пантомимы, где пластика движения одновременно выражает и образный смысл и авторскую идею.
А.Нур переводит на язык живописно-пластических иносказаний богатую фактуру камней в прозрачных речушках предгорий Хумсана, изученную им в результате долгих наблюдений. Пристальные и длительные созерцания привели к возникновению таких пластических приемов-образов, как рассыпающиеся гранулы камней, на фоне которых просматриваются силуэты животных, птиц, изображения таинственных рыб и др. Спектр настроений и живописных задач в каждой из картин имеет свои особенности. В этом цикле идея трансформации рассматривается двояко: и в семантическом поле картины, и как собственно пластическая задача.
Элегантностью и восточным изяществом отличается стиль его последней серии картин, в пластике которой особое место занимает эстетика белого пространства. Художника охватило своеобразное духовное состояние, как он сам говорит: "Желание белым написать белое". В этом ряду следует упомянуть его картины "Белые стихи", "Малика", "Мелодия", "Бухарская невеста", выполненные в 1998 году, поиски эстетики "белого стиля" которых были начаты художником еще в середине 1990-х годов. Это хорошо ощущается в пластике таких картин, как "Бухарская невеста" (1995г.) и "Полет мысли" (1996г.). В этом цикле художник пытается осуществить синтез традиций восточной философии, основанной на многозначности символов и их трасцендентном значении, и принципов эстетики постмодернизма с ее приверженностью к монохромным и абстрагированным живописно-пластическим решениям.
Разнонаправленность стилистических решений в работах А.Нура не отрицает цельности его художественного мировоззрения, а лишь подтверждает мысль о динамичности его поисков, нацеленности мастера на философское размышление и пластическую выразительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz